Профориентация




Профориентация в школе
Школьная профориентация это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Цели школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Этапы профориентационной работы в школе
1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов, СПО, организуются экскурсии, дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями (законными представителями)
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Перспективные профессии в Красноярском Крае
Рынок труда постоянно меняется, следуя за развитием технологий в различных областях деятельности. Для того чтобы в будущем не испытывать сложности с трудоустройством, необходимо проанализировать, насколько те или иные специалисты будут востребованы. С учетом текущей и перспективной кадровой потребности работодателей можно выделить динамично развивающиеся виды экономической деятельности и профессии, наиболее востребованные на рынке труда уже сегодня и в ближайшем будущем.
Инженерное дело
Профессия инженера ассоциируется с чем-то из советского прошлого, а значит, устаревшим и не особенно перспективным. Однако это совсем не так. С развитием новых технологий от инженеров требуются все более инновационные, креативные и быстрые решения. Они должны уметь не только использовать передовые инструменты для проектирования продукта, но и знать основы дизайна аппаратного обеспечения и компьютерной архитектуры.
Самые актуальные направления инженерной деятельности: искусственный интеллект, машинное обучение, робототехника, биотехнологии, химическая инженерия, кибернетика.
Информационные технологии
В данной сфере работают программисты, менеджеры и системные администраторы. В своей деятельности IT-специалисты занимаются обслуживанием компьютерного оборудования, написанием программного обеспечения, созданием интернет-сайтов, автоматизированной обработкой и защитой информации.
Самые востребованные профили: инженер-программист, системный администратор, архитектор облачных решений, тестировщик ПО, эксперт по кибербезопасности, веб-дизайнер, системный аналитик, разработчик игр и мобильных приложений.
Специалист по нейросетям (искусственному интеллекту)
Искусственный интеллект уже используется во многих отраслях. Это ускоряет роботизацию и цифровизацию разных сфер повседневной жизни и бизнеса. Некоторые профессии исчезнут из-за распространения нейросетей, но появятся новые. Уже сейчас ИИ-художники генерируют изображения для рекламы и продают их заказчикам, а модераторы фильтруют контент, созданный искусственным интеллектом.
Логистика
Это управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Она направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта. В последнее время существенно возросли запросы компаний к уровню логистического сервиса и компетенциям специалистов. Если ранее логистические службы даже на крупных производственных предприятиях ограничивались несколькими сотрудниками, то сегодня наметилась тенденция к выделению логистики в особое подразделение или департамент. В логистике есть несколько направлений: транспорт, склад, закупки, дистрибьюция.
Наноиндустрия
Находится на стыке науки (фундаментальной и прикладной) и техники. Это междисциплинарная область, объединяющая химию, биологию, физику, математику, информатику. Уже в ближайшие годы специалисты в области нанотехнологий — учёные, которые исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создают объекты из компонентов, обладающих наноразмерами, — станут одними из самых востребованных в производственных компаниях и научно-исследовательских центрах.
Маркетинг
Специалисты этой области изучают рынок и конкурентов, участвуют в разработке имиджа бренда, работают над увеличением продаж и узнаваемости компании. Основной плюс этой профессии в том, что она никогда не перестанет быть актуальной: могут поменяться способы взаимодействия с целевой аудиторией, но сам принцип и цель работы останутся прежними.
Наиболее востребованы: цифровой маркетолог, бренд-менеджер, SMM-специалист, нейромаркетолог, форсайтер (тот, кто прогнозирует тренды), консультант по онлайн-бизнесу.
Финансовая сфера
Эксперты называют финансы одним из наиболее перспективных направлений будущего. Финансисты работают в разных сферах: от банкинга до IT. Их основная задача в любой отрасли — управление средствами, анализ прибыли и разработка стратегии для ее увеличения.
Онлайн-образование
Рынок онлайн-образования с 2019 года ежегодно растет, в результате чего наблюдается дефицит сильных кадров. Новые специальности, востребованные в онлайн-образовании: методисты, проектирующие процесс и корректирующие образовательную среду; продюсеры онлайн-образования — исследуют рынок, анализируют конкурентов, быстро и с минимальными затратами тестируют идеи, выбирают каналы продвижения, а также помогают экспертам создавать курс; технические администраторы — отвечают за работоспособность сервисов для организации дистанционного образовательного процесса, подбирают ПО, консультируют по работе с сервисами.
Медицина
Потребность в качественных медицинских работниках становится только выше, поскольку достижения медицины позволяют нам увеличить продолжительность жизни и предотвратить или вылечить больше заболеваний. Сегодня врачи не только проводят диагностику и назначают лечение, но и участвуют в разработке нового оборудования, облегчающего труд, проводят научные исследования.
Самые востребованные медицинские специальности: терапевт, педиатр, офтальмолог, травматолог, анестезиолог, невролог, гинеколог, онколог, врач ультразвуковой диагностики. В будущем: гериатры, хирурги-робототехники, эрготерапевты.
Специалисты в области ментального здоровья
В последние три года резко изменилось отношение общества к психотерапии. Растет осведомленность людей о важности ментального здоровья и спрос на психологическую помощь. Востребованными стали нейропсихолог, медиатор, детский психолог, семейный психолог, health-коуч. Так, тренер здоровья и хорошего самочувствия помогает определить и осмыслить саморазрушительные действия, дает рекомендации для создания длительных поведенческих изменений: учит эффективно справляться со стрессом, достигать эмоционального благополучия, вырабатывать адекватное отношение к трудностям, развивать эмоциональный интеллект.
Юриспруденция
Компании должны иметь доступ к услугам опытных юристов, поскольку они адаптируются к постоянно меняющемуся законодательству. Кроме того, учитывая растущее число кибератак в различных отраслях как в мире, так и в России, компаниям потребуются эксперты в области права, которые помогут им защитить свои права на интеллектуальную собственность и обеспечить соблюдение действующего законодательства.
Судьбой ли это было что ли? Всегда мечтала я о школе. О той, где чисто и светло, чтоб детям отдавать тепло своей души. В их душах закрепить навечно добро, чтоб были человечны.
Второй год провожу занятия по профориентации, и первый год на платформе «Билет в будущее». Уроки профориентации «Россия - мои горизонты» знакомят школьников с самыми значимыми производствами нашей страны и миром профессий, которые востребованы в современной экономике.
А еще я школьный библиотекарь. Я очень люблю книги и стремлюсь привить любовь к чтению детям и моему окружению.
Я верю в себя, свою работу. На все жизненные ситуации смотрю с улыбкой. Мой жизненный девиз — цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Я стараюсь не допускать пустых часов и даже минут: читаю, смотрю интересные фильмы, провожу время с друзьями и семьёй. Мне кажется, это гораздо продуктивнее, чем просто предаваться мечтам или переживать о неудачах.
Новости
Встреча с администрацией Мокрушинского сельского совета
Старт в будущее: День студента!
Родительское собрание, посвящённое теме «Участие МБОУ Мокрушинской СОШ в проекте школы Минпросвещения».
Занятие профориентационного курса «Россия — мои горизонты» в рамках проекта «Билет в будущее».
Встреча инспектора МВД с учениками школы
Акция "Лесники открывают двери"
Родители-участники «Билета в будущее»
Российские школы дважды в год будут проводить родительские собрания, посвященные профориентации
Минпросвещения России разработало единую модель профориентации для школьников
Документы
Документы не выбраны